воскресенье, 13 марта 2011
47:47:18 — и вот я прошла игру, уложившись в такую красивую цифру. Почти пятьдесят часов, как и обещали. Позади подозрительно легкая финальная битва, смутно напоминающая игру «убей-большого-скелета» из финала ME2, и странный ролик, повествующий о том, что в конце концов с Хок осталась... одна Изабелла! (А Андерса куда дели? Он Вильме почти что муж!)
Господи, какая же странная штука эта игра!
(впечатления без спойлеров)В ней ничего не осталось от DAO, кроме мира, в котором происходит действие. Но даже мир теперь выглядит иначе, и все мы знаем, почему. Не надо было переносить в фэнтези особенности «Масс эффекта». Я люблю его — и, как большой поклонник стрельбы, научной фантастики и космоопер, люблю поболее DA, но если добрая часть атмосферы «Ориджинс» складывалась из пространных диалогов, блестящего юмора и удачно поданной «темноты», то здесь, в DA2, — из-за диалогового колеса, минимума разговоров со спутниками, странно сцепленных квестов и так далее — присутствует некая, как изящно выразился Антон, камерность. Какой нет и не может быть в ME, потому что галактика, как ни крути, все же больше Киркволла и прилегающих окрестностей.
А Dragon Age II в итоге получилась какой-то смесью «Ведьмака» и «Масс Эффекта». Не скажу, что смесью плохой. Есть в ней много хорошего: динамичная боевка, озвученный герой, развитие которого легко можно почувствовать, несмотря на большой период времени, неторопливая беседа чудеснейшего Варрика с харизматичнейшей Кассандрой, политическая интрига в основе сюжета... Но эта политическая интрига, по правде говоря, недожата. Расписывали ее лучше, чем вышло на самом деле. Я почувствовала эмоциональный накал только в последние полтора часа, когда решалось, кто на чьей стороне. Зачем нужно было растягивать сюжет на столько лет, если можно ограничиться двумя-тремя годами, мне не совсем ясно. Кульминация — как суицидальная миссия в ME2, где тоже совершались такие вот проверки на лояльность, — да, эта кульминация хороша! Да, хороша завязка. Но то, что было между ними, и странный эпилог с полуоткрытым финалом — они, увы, такого комплимента не удостоятся. По сути, это история без завершения, и разработчикам надо поторопиться сделать дополнение наподобие Awakening или третью часть — непременно про Хока, а не про нового героя.
Вот почему DA2 так напомнил мне «Ведьмака». Две игры, которые оставляют больше вопросов, чем дают ответов... Что собой представляет Флемет и с какой целью она манипулирует развитием событий? Что случилось с Хок и с остальными ее спутниками, включая и самого дорогого — любимого человека? (В моем случае это Андерс, который торжественно награждается титулом «Король жести», потому что именно его история ближе всего к классическим коллизиям первой части.) Как теперь изменится мир? Какое будущее ждет магов, храмовников, церковь? В истории множество белых пятен; в книге Варрика множество пустых страниц — и эти страницы хочется заполнить собственными домыслами. Простор для творчества дан огромный — шире, чем в любой другой игре. Это одновременно и достоинство, и недостаток — в зависимости от того, с какой стороны посмотреть. Для большинства людей, не так склонных к додумыванию и последующему бумагомаранию, такие пробелы скорее все же минус, и минус существенный.
Я хотела подольше побродить в Тени, побольше пообщаться с персонажами, в том числе со Справедливостью, побольше любви, коварства и зла! Мои фантазии рисовали совершенно другую игру — а получила я не игру даже, а плацдарм для творчества. Не сюжет, а штрихи, его намечающие.
Отдельный приз хочу вручить тем, кто придумывал историю Андерса. От беспечного мага-балагура, ищущего свободы в равной степени и от окружающих, и от себя самого, — до Андерса-революционера, Андерса-одержимого, Андерса-влюбленного, Андерса-Справедливости. Эта история задела в моей душе такие струнки — хоть плачь! Ну жалко же. Чуть ли не самая трагическая фигура всей серии. Бедный, бедный, бедный Андерс.
Наверное, пройдет еще немало времени, прежде чем мое мнение выкристаллизуется и оформится. Но суть останется неизменной: в Dragon Age: Origins, хоть это и не любимая моя игра, я не видела недостатков. Там были забавные упущения, мелочи, которые тем больше тебе нравятся, чем они смешнее... Там была эротическая игра «море волнуется раз, море волнуется два» во время любовных роликов. Там можно было сделать из Винн мага крови — а она не возражала. (Впрочем, никто из спутников Хок тоже не обращал внимания на то, что она — маг крови, хотя Мерриль все затюкали.) Там великому злу рубили голову, как и полагается. Это минусы? Да, это минусы. Но они неизбежны, органичны, прекрасны. К Dragon Age II, хоть я и прошла ее на одном дыхании, — претензий гораздо больше. По сути, одни претензии.
Она выглядит как начало истории. Но каков же будет финал?
@темы:
игры,
Dragon Age