Рассуждая с Dark Star о вопросах лояльности, вспомнила один из самых ярких диалогов «Вавилона 5». Начало пятого сезона. Новый капитан станции Элизабет Локли беседует с мистером Гарибальди на глазах младших офицеров. Верный себе Гарибальди после недавней войны с Землей продолжает искать правых и виноватых.
Л о к л и. Так вы считаете, что в любом споре только две стороны?
Г а р и б а л ь д и. В данном случае — да. С тех пор, как вы очутились на станции, о вас ходит множество слухов, капитан. <...> Так что я хочу знать, на чьей стороне вы находились.
Л о к л и. Ладно, вы правы. Я не была на вашей стороне. Я была на стороне тех, кто говорит, что военные не должны диктовать политику, свергать президента или открывать огонь по своим кораблям. Мы выполняем приказы до тех пор, пока один из них не вступает в противоречие с нашей совестью. Тогда мы должны решить, выполнять его или не выполнять — и смириться с последствиями своего решения. Возможно, вы окажетесь правы, а может, вас расстреляют перед строем, но ваше решение повлияет лишь на вас. Вы можете защищать свои убеждения, не нарушая субординации.
Г а р и б а л ь д и. А вы? Вы защищали их?
Л о к л и. А это, мистер Гарибальди, вас не касается. Вы спросили меня, направлю ли я оружие против собственного правительства. Мой ответ — нет. Мой долг — защищать мужчин и женщин, что служат под моим началом, и я буду исполнять его до своего последнего вздоха.
Г а р и б а л ь д и. А остальной мир пусть катится ко всем чертям.
Л о к л и. Да, это мое уязвимое место, мистер Гарибальди. Я не знаю, что хорошо для всего мира. Я не понимаю этическую структуру Вселенной, но уверена, что не должна подрывать конституцию, защищать которую я поклялась. Я солдат, мистер Гарибальди, и потому мой словарный запас невелик. Я понимаю лишь три слова: преданность, долг и честь. Если следовать вам, одно из этих слов придется убрать. Тогда оставшиеся два теряют смысл, как и этот разговор.