Подумала я вот о чем: любят ME ругать за две вещи — мол, продают нам шутер под видом РПГ, а сюжет в шутере сем избитый до крайности — позорище на чужие седины... Но еще Борхес говорил: историй всего четыре. Первая и самая старая — «об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы». Третья история — о поиске, будь то поиск золотого руна или чаши Грааля. В ME есть обе — впрочем, большая часть РПГ не в силах преодолеть веками формировавшиеся шаблоны. А нужно ли?
РПГ ли? Для меня вопрос решенный — ни одного из свои персонажей я не видела так четко и не чувствовала так ярко, как коммандера Шепард, пусть на нее и наложены десятки всевозможных ограничений.
Сюжет? Да, попытка сбора армии на манер DAO, пожалуй, сокрушит многие мои мечты, а статья из GI прямо-таки кричит: Шепард, перед смертью все обитатели галактики решили разобраться с личными проблемами, невзирая на Жнецов, подлетающих к родным пенатам, а ты уж помоги им, пока твоя планета горит в огне и полонится хасками... Но это частности. Пожалуй, при большом таланте и немаленьком желании подобное можно интересно реализовать и облечь в красивую эпическую форму с потугами на логические связи.
Глобально же ME — история о том, чтобы to strive, to seek, to find, and not to yield: не сдаваться даже тогда, когда поражение неминуемо. Интересно, что эти слова Теннисона в ME1 цитирует Эшли, а Теннисон в свою очередь вкладывает их в уста Улисса, который «выпил радость битвы средь друзей / далёко на равнинах звонких Трои». Трои — Илиона — Ила.
Мне не по душе вторая часть. Есть в ней хорошие вещи, несомненно, но неизгладимый рубец на моем сердце оставила первая. Где не было пестрой толпы спутников и по-медицински стерильной «Нормандии», но были путешествия по дальним закоулкам космоса... Великолепное и восхитительно стартрековское начало трилогии. Честно говоря, сомневаюсь, что финал, сколь угодно будоражащий, способен будет его переплюнуть. Создать правильную атмосферу очень трудно.
Don’t you understand? You’ve lost. Everyone you know and love, everyone, you will all die.
What is your humanity worth? — спрашивал у нас трейлер. — What are you willing to sacrifice?
Этот нехитрый текст много для меня значил.