«Доктор Кто» — сериал не для слабых духом, что старый, что новый. Старый — самая скучная и бессмысленная фантастика из виденных мною, фантастика ненаучная, дикая, сумасшедшая, невероятная; фантастика, невообразимым образом прокравшаяся во всю британскую культуру и взрастившая с 1963 года уже несколько поколений. Но с момента перезапуска в 1995 году она семимильными шагами движется к какому-то новому и совершенно прекрасному жанру. От черно-белых коротких серий — к полнокровным 45-минутным шедеврам, от неторопливого занудства в стиле диско — к захватывающим от первого до последнего кадра сюжетам. Кому бы сказать спасибо за это неожиданное перевоплощение?
До сих пор сложно поверить, что «Доктор Кто» и «Торчвуд» делят на двоих одну вселенную, и все же...
(И все же?)
Я наслаждаюсь каждой серией. Смакую. Особенно те, что писал Моффат. Маленькие шедевры современного кинематографа. Дикие, безумные, сумасшедшие... изумительные. Теперь не скучные. По-детски чистое, незамутненное удовольствие — как съесть килограмм венецианского шоколада.
От научной фантастики «Доктор» крайне далёк, и потому чужды ему традиционные штампы и клише космоопер. Как уж тут научность, когда главный герой — почти бессмертный пришелец, у которого, всё равно что у кошки, в запасе двенадцать жизней? А то, что он путешествует сквозь время и пространство в синей телефонной будке?.. Никуда не годится. Бравый капитан Кирк, расположившись на мостике лучшего в галактике корабля «Энтерпрайз», смотрит на тебя с презрением, о бессмертный повелитель времени.
История Доктора тянется с дремучих шестидесятых километрами черно-белой пленки, умильной, как и вся ранняя фантастика. Ну что еще можно сказать о сериале, где главные враги выглядят как скрещенные с утюгами солонки, у которых одна рука — вантуз, а другая — миксер? В великолепии им лишь немного уступают алюминиевые чайники — кибердядьки. Коллектив Борга вкупе со Жнецами презрительно смотрят на вас, прародители недружелюбных истребителей органической жизни!
Хваленое бессмертие за семьсот с лишним серий малость поизносилось, и теперь необъятные просторы Вселенной покоряет уже Одиннадцатый Доктор. Почти тысячу лет он путешествует по городам и весям в синей будке под названием ТАРДИС, меняя как перчатки и лица, и характеры, и спутников. Веселый бессердечный гений, легко забывающий друзей, но всегда помнящий о своем предназначении, — о, кто из нас не мечтал однажды услышать твои коронные слова: Trust me, I’m a Doctor!О чем «Доктор Кто»?
О рыцаре без страха и упрека, защитнике и спасителе, который всегда появляется именно там, где больше всего нужен? О том, как выиграть безнадежную войну с помощью одного печенья и отвертки? О многообразии Вселенной, которая одновременно и прекраснее, и страшнее, чем мы представляем?
Да обо всем сразу.
В числе прочего — о ненависти. Когда Доктор видит вещи, которые считает неправильными, его гнев сметает всё на своем пути. Доктор не щадит виноватых, не знает милосердия, не сдерживает свою ярость. И это правильно. Так нужно. Так должно быть.
Когда-то Доктор из милосердия не решился на геноцид и пощадил своих злейших врагов — далеков. Много лет спустя он был вынужден уничтожить весь народ повелителей времени — свой народ, — чтобы остановить грозившую страшными последствиями войну, и эта печать всегда будет лежать на его безжалостном и бесстрашном сердце.
Доктор — последний из своего рода.
Приближающаяся смерть Доктора в последнем обличье — не беда. Не сомневаюсь: сериал продолжать снимать до тех пор, пока стоит Британия. Я лишь надеюсь на то, что Моффата сменит не менее талантливый сценарист, и на то, что Британия в нашем сумасшедшем мире выдержит как можно дольше. Устоит, не утонет, не уйдет под землю, не подвергнется нашествию армии зомби. Live long and prosper, Би-би-си!
Только что досмотрела свежевышедшую серию шестого сезона — завершение предыдущей. Что-то воистину космическое. Сюжет, операторская работа, цветовое решение, актерская игра, диалоги, чутко и трепетно прописанные отношения между персонажами — буквально всё на недостижимой высоте, не придраться. Ради этой кульминации стоит посмотреть все предыдущие сезоны эпохи перезапуска.
А, и непревзойденная британская толерантность, моя любимица!
Как показывало «Доктора» русское телевидение, не знаю. Британцы никогда не спрашивают, есть ли у тебя девушка. Девушка или парень, спрашивают они. Друг или подружка. «Ты хочешь жениться? — Да, сэр. — Твоя избранница черная? Ладно, либеральность никому еще не вредила... — Мой избранник, сэр. He is».