В одной из концовок Дженсен изрекает, соглашаясь с Шарифом: It's in our nature to want to rise about our limits. We can become the gods we've always been striving to be. Меня встряхнуло на этом моменте, потому что в другой вселенной похожие слова говорит другому андроиду, своей «дочери» Лал», Дейта. Для меня «Стар Трек», помимо всего прочего, история искусственного интеллекта, мечтающего стать человеком, сказка о Пиноккио, которому никогда не удастся превратиться в настоящего мальчика — и который, зная об этом, продолжает пытаться. We must strive to be more than we are, Lal. It does not matter that we will never reach our ultimate goal. Эта цитата в каком-то смысле — мой жизненный девиз, и несложно догадаться, насколько она важна для меня.

Шариф — владелец крупной корпорации, посвятившей себя созданию кибернетических имплантатов, которые делают человека все менее и менее похожим на то существо, каким создали его... бог? природа? Он и его учитель Хью Дэрроу — какой истории они герои? Прометея, укравшего огонь у жителей Олимпа? Дедала, который наблюдает за падением своего детища в море?

Становится ли человек менее человечным, если погрешности природы исправляет с помощью техники? Где грань между живым и мертвым, подлинным и искусственным?

Вот это, пожалуй, и есть главные вопросы Deus Ex.

«Робот», — презрительно бросает Адаму Дженсену один из его собеседников. У Адама Дженсена стоят имплантаты рук, глаз, ног и грудной клетки.

Что отличает человека от животного? А что — от машины?

Под катом немного спойлеров относительно пролога, они нестрашные.

(After everything I've seen, all the fighting, and the chaos around me...)