«Как по мне, в фанфикшене полно искусства, несмотря на то, что многие хотели бы всех в этом разубедить. Для многих писателей фики — средство развития своих навыков. Они точат зубы, играясь в чужой песочнице, перед тем, как смастерить собственную, и вдобавок получают прекрасную возможность разделить свою любовь с другими фанатами. Да, да, над этим часто смеются, и хотя есть зерно правды в том, что кругом полно плохого фанфикшена, то же можно сказать о любой другой области, где полно новичков с большими надеждами. Чего вы хотите? Они же учатся. Если я и могу что-то покритиковать, то это стремление многих авторов фанфикшена спрятаться в безопасном коконе восторженной публики от критики, необходимой для роста. В этом нет ничего плохого; не каждому охота расти в качестве автора, но те, кто все же где-то находят эту критику, могут однажды стать по-настоящему фантастическими писателями».
©
Дэвид Гейдер(Мысли на всякий случай под кат.)Гейдер приятно удивил, особенно если вспомнить о том, насколько резок в отношении фанфикшена тот же Мартин (пусть они даже писатели совершенно разных уровней). Я, конечно, всецело понимаю последнего (мало кто захочет, чтобы в его песочницу лезли c грязными ногами и замшелым чувством языка; я бы не захотела), а игры — сфера совершенно особая уже потому, что это коллективное творчество, где ты волей-неволей должен абстрагироваться от собственных представлений о сюжетах и персонажах, но.... Все-таки биоваровцы с большой нежностью относятся к отклику своих фанатов, и творческому в том числе. Их можно поблагодарить за то, что я начала писать после очень долгого затишья, хотя с тех пор так и не попала в мейнстрим, о-о. За прогресс можно поблагодарить себя одну — я вижу, что он есть, — а за толчок спасибо им. Занятие, конечно, довольно бесполезное (а много ли полезных на свете?), но очищающее, как любое творчество, и помогающее в работе, как ни странно. Не знаю, согласились бы со мной боги редакторского анализа во главе с Мильчиным, но редактору, особенно имеющему дело с художественной литературой, важно иметь за спиной опыт писательства. Совсем не обязательно — успешный. Мой вот очень прискорбный, судя по всему. Зато благодаря ему понимаешь, что представляет из себя создание текста и как тесно связан получившийся результат с чувствительными струнками автора. Последние несколько лет, вычитывая по номеру в месяц, я регулярно сочиняла письма молодым, пожилым и совсем уж дряхлым дарованиям. Вежливые и обходительные формулировки, похоже, навсегда въелись в мой слог, как паразиты какие-то, черт бы их побрал. При этом людей, благодарных за «вдумчивую правку», можно пересчитать по пальцам одной руки, всё больше недовольных ворчунов, ну да ладно, не в этом суть... Суть в том, что редакторская рецензия на прочитанное должна начинаться с похвальбы, а заканчиваться замечаниями по сути. Они обсуждаются, и конкретное произведение становится лучше. А вот чтобы при участии сердитого критика лучше становился автор — такого мне видеть не доводилось. В конечном счете дарование растет над собой само — с каждым прожитым годом, с каждой крупицей опыта, с каждым пережитым катарсисом. Чтобы редактор ему в этом напрямую помог — единичный случай. Так, окольными путям.
Я тут выудила на свет божий наброски старого фанфика по NWN2. О-хо-хо! Как страшно жить! Впрочем, первые фанфики по ME я вообще открывать не рискну. Свежо предание... Не ошибки бросаются в глаза, не провисания, но какая-то общая детскость построения, бр-р-р. И не удалить же.
Помнится, рассказывали нам про писателя, который в детские или отроческие годы перелопатил всю библиотеку в доме, а потом пресытился и больше никогда ничего не читал. Ни единой книги. До какой-то степени он прав. Багажа было достаточно, чтобы сформировать слог, а потом уже никакие игрища современных гениев не мешали ему сосредоточиться на собственном незамутненном творчестве. Жил человек в кристально ясном литературном пространстве.
Так что с чужим творчеством — как с мертвыми людьми, ей-богу. Либо хорошо, либо ничего. Не скажешь же бедному старичку или юной гимназистке, что пора искать другое занятие.
Хм. Чем ближе будет экзамен, тем меньше, видимо, в моей речи останется своих слов и тем больше появится цитат из хрестоматии Сикорского. Я думаю, Маша, если она читает сейчас этот пост, меня поймет. Как говорил выдающийся редактор В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература»...