Хотя мне живется сейчас ой как непросто, после защиты и окончания универа (неужели я больше не студент, поверить не могу, посмотрите-ка на этого «специалиста книжного дела» и почешите его за ушком, ну прелесть же) то ли пелена с глаз спала, то ли открылось второе дыхание, но потихоньку книги и фильмы отвоевывают свое пространство обратно. Если быть откровенной, последние несколько лет я жила преимущественно компьютерными играми и космооперами, не читая систематически и тем более не смотря. Когда твоя работа накрепко завязана на чтении, уже не очень хочется на досуге штурмовать этак, скажем, Джойса. У меня заповедник таких джойсов в масштабе нашей родины, я им письма пишу, носом в ошибки тыкая подрастающее поколение нобелевских лауреатов, куда мне еще.
А стоило выбраться в кино — так создавалось впечатление, что оно себя изживает. Взять ту же «Белоснежку» с ее гномами и охотниками: во-первых, тысячи их, белоснежек этих, во-вторых, когда одна из них закончила свадебку веселой пляской на грани индийского кино и последних клипов леди Гаги… Тут уж у самого тянется рука забить последний гвоздь в крышку кинематографического гроба.
Нот всего семь, а историй, по мнению Борхеса, так и вовсе четыре. Положим, он все-таки обобщает. Но, скажем, «Аватар» мне не нравится в первую очередь потому, что Кэмерону не удалось принести ничего нового в сюжет вполне достойный, пантеистический, но покрывавшийся пылью по меньшей мере со времен TNG. Технически он кинематограф обогатил — так и хвалите за техническое! С другой стороны, невероятно прекрасный «Небесный капитан и мир будущего», с треском провалившийся в прокате несмотря на звездный состав в лице Джуда Лоу и Гвинет Пелтроу, весь был построен на обыгрывании фабулы, лично меня возвращающей и вовсе к «Гиперболоиду инженера Гарина». Фильм ругают за банальность, а напрасно. Он не слаб с точки зрения сюжета, просто создан для того, чтобы радовать людей, неравнодушных к ретрофутуризму, — только вот их, на беду Керри Конрана, оказалась слишком мало…
Это всё долгая преамбула к тому, что в ночи я посмотрела наконец Inception.
(Читать дальше.)Который тоже не нов и возвращает лично меня к Frame of Mind из TNG, а широкую общественность — опять-таки к Борхесу, Кортасару и прочим писателям их круга, не чуждых концепции «мир как сон» (начиная с Шекспира и Кальдерона, по-моему). Но сколько же динамики, внутренней силы, подтекста придал Нолан откровенно фантастическому и давно испытанному его предшественниками сюжету!
«Эта прекрасная вещица больше похожа на вечно вращающийся волчок, чем на живой организм. Можете назвать “Начало” усложненной видеоигрой с той оговоркой, что не вы играете в неё, а она играет вами», — сказали о фильме. Наверное, Ричард Корлисс, написавший эти слова, действительно хороший кинокритик, потому что ему удалось в одном предложении выразить ощущение, которое меня мучило на протяжении двух с половиной часов просмотра.
«Я слишком поздно понял, что твоя игра переиграла тебя, — так бывает с тщательно продуманными игрушечными мирами, они внезапно распрямляются, рвут оболочку, подминают под себя всерьез…»
Yep.
Наверное, фильму не повредила бы чуть большая камерность: в нем слишком много персонажей, слишком много экшена в духе голливудских блокбастеров; они, может, и вписаны в сюжет, но на самом деле мешают полноценно развиться эмоциональной составляющей происходящего. Но несмотря на это, и на то, что я не самая большая поклонница Ди Каприо, и на то, что капелька постмодернистского безумия «Начало» только украсила бы, — девять из десяти. И еще, может, полбалла сверху за возвращение мне веры в то, что не белоснежками едиными жив человек.
Надо сказать, любимых фильмов-то у меня почти нет. Девятка и даже десятка еще не означают попадание в яблочко моего сердца. Это всё потому, может быть, что я вообще холодна к кино как виду искусства: книги выворачивают душу и голову словами, языком, сериалы я смотрю, потому что безумно привязываюсь к героям, а фильмы… Ну разве что веселые иногда попадаются. Например, я миллион раз — ну, может, пять или шесть — видела пятого «Гарри Поттера», бог весть почему. А «Зверь с миллиардом спин»! Их можно ставить снова и снова, не надоест.
А вот рискну ли я еще раз включить Inception, или «Чемоданы Тульса Люпера», или «Лабиринт Фавна»… Нет, вряд ли.