Попытаюсь-ка я определить, в чем разница между Heavy Rain и… и всеми остальными играми.
Любая игра, позаимствовавшая элементы РПГ, дает игрокам возможность управлять ходом событий, принимать решения и разбираться с их последствиями. Это не ново. В заслуги Heavy Rain ставят вариативность, но и это не главное… В «Альфа протоколе» мы такое (ну, грубо говоря) уже видели. Но он и все его братья по разуму позволяют игроку самому организовывать пространство, рисовать черты героя на белом листе. Некоторые вот любят отыгрывать самих себя (забывая, что они-то большую часть дня проводят за офисным столом или партой, а отнюдь не на борту космического корабля и не в битвах с порождениями тьмы). Другим нравится использовать игру как площадку для некоего творческого эксперимента, где моделируются определенные персонажи и ситуации.
В общем, Homo Ludens, человек играющий.
Heavy Rain в каком-то смысле играет в тебя.
Это мир без save/load и game over. Каждое решение значимо. Выбор, по мнению общественности, невероятный. Но, по-моему, иллюзорный… На самом деле игра буквально заставляет жить чужой жизнью. Быть отцом, потерявшим сына. Копом в отставке. Агентом ФБР. Журналисткой, расследующей убийство. Ребенком, пытающимся догнать брата на заброшенной стройке.
Контроллер здесь зачастую используется для того, чтобы качаться на качелях, или жарить омлет, или принимать душ, или красить губы. Называют это почему-то интерактивным кино. По-моему, врут. За интерактивным кино – это вот к «Эффекту массы» и прочим играм, предлагающим взявшему в руки мышь создать свою историю, побыть сценаристом и режиссером. Heavy Rain подобной роскоши не предложит, она вообще создана для того, чтобы стереть границу между игроком и героем, впихнуть человека в чужую шкуру. Диаметрально разные вещи. Первое — акт творчества со стороны геймера, второе…
Ну вот Сьюзен Зонтаг однажды сказала, что фотография — это сублимированное убийство. Я топчусь на этой мысли, но не могу подобрать аналог. Смахивает на изнасилование.
Когда наконец изобретут аналог стартрековских голопалуб, то есть способ создавать осязаемую виртуальную реальность, а нам окончательно наскучит спектр обыкновенных эмоций, кто-нибудь отряхнет пыль с «Проливного дождя» и положит начало довольно жутким играм-симуляциям. Когда игрок будет подходить к зеркалу и видеть там отражение Итана Марса. Когда ползти по битым стеклам в узком туннеле, обжигая пальцы спичкой, придется самому, как и жарить яичницу. Никаких экранов, никаких контроллеров. Вообще-то это жутко. Помню, Антон как-то сказал, что ему не нравятся игры со слишком уж реалистичной графикой... Сейчас я его понимаю.
Две строчки хотела черкнуть перед сном, называется. Пока писала, за окном успел начаться и закончиться ливень.