Собственно, что я не люблю в классическом фэнтези — так это ощущение того, что писатель будто бы держит в руке кубики, без особого азарта бросает их на игровое поле и заявляет тоном едва ли не скучающим:
«Вы неожиданно проваливаетесь в пещеру, кишащую гоблинами, и попадаете в плен к гоблинскому королю».
Нежданно-негаданно надают орки. Как черти из коробочки, выскакивают эльфы. Внезапен чародей, раз за разом приходящий на помощь в последней момент. Ничто не запланировано — логике повествования просто не под силу втиснуться в череду квестов.
Дорогой писатель! Милый сценарист! Сценарий и книга — это ведь не хроника партии в DnD, сыгранной вечерком с друзьями.
Если я когда-нибудь решусь написать сценарий для экранизации, это будет переработка «Шрама» Чайны Мьевиля. Жесткие причинно-следственные связи, туго закрученные витки сюжета, нарастающий потенциал драматического накала — всё это делает книгу идеальной для телевизионной адаптации. Получился бы хороший мини-сериал эпизодов на семь. Но чтобы одна повесть — даже не роман! — требовала девяти часов экранного времени?..
Я понимаю, как в эти блокбастеры можно влюбиться. Ощущение сказки и нежданного приключения, сладость чужого выдуманного мира... Мне было одиннадцать, когда я читала «Сильмариллион». Я фолкер со стажем — хотя не толкинист — и от первой до последней строчки могу воспроизвести в памяти, как совсем еще молодая Хелависа поет «Дайолен — Даэрону» на стихи Ниэннах:
Как под ноги — сердце, ты песню бросаешь свою —
Последнюю песню, о Даэрон.
Легенды слагают о птицах, что лишь перед смертью поют, —
Но смерть не излечит тебя, о Даэрон.
Полынью песню в венок вплетай,
Горчит на губах золотистый хмель —
Прощай, любовь моя, прощай,
О Лютиэнь Тинувиэль.
В «ЧКА» хмель всегда горек:
Зачем тебе пить эту чашу до дна?
Вино золотое горчит, как вина...
Я могу даже под эту песню заплакать — хотя не все без труда вспомнят, кто это вообще такие, Дайолен с Даэроном (чего уж тут, сама у Гугла для верности спрошу). А под «Хоббита» я могу только спать.
Не линчуйте меня, я так надеялась, что понравится.