Мой друг Антоша недавно написал по скайпу: «А я купил домой тортик». И печально добавил следующей строкой: «Хочу в офицерский состав USS Enterprise». (The cake is a lie, Антош, помни.) Офицером в Звездном флоте быть неплохо, но вашей покорной слуге Фёй Морт в последнее время снится, что она шинигами.
А это потому, что Фёй Морт посмотрела Bleach и
была приятно удивленаздоровски упоролась.
Когда я была в третьем классе, папа впервые открыл нам таинства интернета. Я убеждала его: мол, обязательно нужно поискать, нет ли там чего по запросу «Сейлор-Мун» (все раскраски были раскрашены, все пазлы — собраны, и моя беспокойная фантазия искала новые сферы приложения талантов). Папа ответствовал, что это серьезное место для серьезных людей, ничего не знающих про мои «японские мультики». Ха. Ха!
Шла эра интернета модемного, по карточкам, кассеты и диски доставали окольными путями. Лет через пять появилась локальная сетка, куда щедрые отаку выкладывали всё, что могли разыскать, от старомодных полнометражек до современных дорам. Я жадно заглатывала папку за папкой, скоро заработала на аниме беспощадную аллергию и на долгие годы его забросила — такие вот плоды злоупотребления. Столь же драматичная история приключилась однажды между мной и глазированными сырками (с ними у нас теперь всё хорошо, зато с «японскими мультиками» плохо по-прежнему).
На новой работе выяснилось, что ребята из нашего отдела смотрят «Блич». Я из любопытства решила разузнать, о чем они болтают за обедом. Решение дорогого стоило: любопытство и аллергия боролись полгода. Наконец скачала, сморщилась: ух, аниме глазированным сыркам-то не чета… Не успела оглянуться — и основная сюжетная арка осталась позади. Случилось это сегодня днем, поэтому прости, читатель, за совершенную расхлябанность моего слога и хаотичность мысли. Я же…
так приятно удивленатак здоровски упоролась.
заметка #1# «Блич» похож на «Утену»; наверное, поэтому я его полюбила.
Я прохладно отношусь к сериалам, где в течение десятка серий мусолится одно и то же, но терпеливо сносила до поры до времени даже филлеры. Тут и в скучных, затянутых ветках зернышками разбросана главная идея — внутренняя сила может быть опаснее меча. У шинигами есть то, чего нам порой не хватает: возможность воплотить любые сильные чувства через шикай и банкай, высвободить их, свою внешнюю беспомощность (мир, в конце концов, большой, а мы очень маленькие) разбить внутренним стержнем.
У Ичиго и Утены это сильное чувство — потребность защищать любимых; у первого она настолько велика, что жрет его изнутри, выгрызая дыры для Пустого, вторую делает слепой.заметка #2# Когда в BSG умирает спойлерБумер, то капитан Адама, стоя над ее телом, предостерегает Тирола: You'll see her again. Так и Рангику знает, что увидит Гина снова на той стороне. Она смеется, троллит Хицугаю, покупает модную одежду, заглядывается на красивых юношей; беспечная, неугомонная, ленивая, она объедается сладким и пьет саке, но не перестает думать о том дне, когда вернется Айзен, а с ним Гин, Гин, вечно улыбающийся Гин, который кормил ее хурмой, Гин лукавый, Гин жестокий, Гин добрый — по отношению к ней одной, Гин, Гин, Гин, и надо будет поднять меч, и сказать: «Рычи, Хайнеко», и убить Гина, прикованного любовью к ней («It would have been nice if my capture lasted a little longer»), распятого своим «So that they'll end... without Rangiku having to cry».заметка #3# Тут всем стало ясно, к какому пейрингу я неравнодушна. Мацумото прекрасна. Гин прекрасен.
«Что ж! Играй крутыми боками! — подумал я, разбавив и выпив. — играй, обольстительница! Играй, Клеопатра! Играй, пышнотелая блядь, истомившая сердце поэта! Все, что есть у меня, все, что, может быть, есть — все швыряю сегодня на белый алтарь Афродиты!» Так думал я. А она — смеялась. А она — подошла к столу и выпила залпом еще сто пятьдесят, ибо она была совершенна, а совершенству нет предела.
Извините. Ерофеев, «Москва — Петушки».
Попутно неравнодушна к Хицугае, Урахаре, Ренджи, Бьякуе, Сой Фонг, Зараки, Иккаку с Юмичикой, Комамуре (он пушистый же), Исиде, да и, в общем, почти ко всем, потому что посмотреть овер 300 серий «Блича» можно исключительно из детского, нежного, теплого неравнодушия к действующим лицам.заметка #4# Соль подобных фандомов в том, что канон, насыщенный персонажами и событиями, при этом довольно безличен. Это не сериал, где образ героя неотделим от образа актера, и не книга, в которой сплетается множество авторских мыслей, и не РПГ, требующая отыгрыша. Это мозаика, яркие цветные кусочки, разбросанные по полу чьей-то щедрой рукой; ты складываешь из них свой узор, едва обращая внимание на то, что происходит на экране. Потому что ничего там не происходит. Ичиго пять эпизодов подряд пытается угомонить Улькиорру, пока в Каракуре развеселая компания его друзей-вайзардов удерживает главзлодея от страшного главзлодейства. При этом он гламурен, а они — комичны: «Блич» не стесняется ни юмора, ни абсурда, как не могут его стесняться, ну не знаю, мифы Древней Греции. Да, наверное, эту формулу я и хотела вывести: некоторые фандомы — не история, а мифология.
Я хочу сказать, например, что вся культура шипперов улькихиме — хрупкая, как башенка из «Дженги», — строится на паре сцен и одном диалоге: «Ты боишься, женщина?» — «Я не боюсь». И больше не нужно, мозаика неполна, но она хороша, черт подери, хороша.
Мои друзья не понимают, почему я запоем смотрю аниме для мальчиков среднего школьного возраста. Наверное, они подозревают, что я тронулась рассудком из-за навалившегося в последнее время стресса. Ха. Ха!заметка #5# Улькиорра в последнем воплощении похож на дитя порока готичного тощего кролика, согрешившего с вороной, а у Тоусена в глазах апельсинки выросли.заметка #6# Хирако упрекает Айзена в том, что его злодейшество не играет в видеоигры, а Дон Канондзи — в том, что не смотрит телевизор. Беда всех темных властелинов: если бы они чуть лучше разбирались в массовой культуре, то знали бы, чего делать ни в коем случае не следует, если намереваешься получить власть над миром. Но у Айзена Соске нет персонального компьютера, консоли и доступа в интернет, поэтому он поворачивается спиной к Гину и оставляет недобитыми смертельно опасных врагов — обычных японских школьников™.
Еще он, конечно, не читает модные журналы и носит жуткие белые леггинсы в облипку. Молодца.заметка #7# Представляю себе, как эта веселая троица — Айзен, Гин, Тоусен — живет в мире пустых. Выжженная пустыня вокруг, искусственное небо над головой — как синяя смальта, интернета нету. Чем заняться? Вынашивать злодейские планы, вышивать крестиком, вести светские беседы с арранкарами?
Лучше б телевизор посмотрел, Айзен.заметка #8# БОЖЕ ГИН ЗА ЧТО