Прошла игру. Пока есть время написать большой пост — напишу, чтобы структурировать впечатления.
>> около 1000 слов, немного скриншотов и все еще 0 спойлеровДва самых весомых плюса «Андромеды» для меня — это стартрековский дух космических исследований и глубокая (беспрецедентная) проработка отношений внутри команды. «Буря» живет своей жизнью. И хотя из шести спутников двое оставили меня довольно равнодушной (в первую очередь — Кора, во вторую — Джаал), корабль все равно прекрасен. Персонажи общаются между собой, как живые люди. Они сосуществуют в небольшом космическом общежитии со своей доской объявлений, графиком готовки и выяснениями, кто же коварно съел последнюю порцию лапши. Кроме того, они периодически комментируют приключения Райдер по рации и принимают участие в исследованиях даже тогда, когда остаются на корабле. Понятное дело, что для многих людей экипаж «Нормандии» остается самым любимым, но у этих персонажей была масса простора и времени для развития. Гаррус из МЭ1 и Гаррус из МЭ3 — это разные Гаррусы, и у последнего за плечами большой путь со своими поворотными моментами. Сопартийцев трилогии во многом сделало запоминающимися то, что они развивались по мере того, как история двигалась вперед. Поэтому они проросли в сердце, как грибница, если воспользоваться метафорой авторства Пиби. И у обитателей «Бури» тоже есть такой шанс (если негативные отзывы не заставят издателя и разработчиков отказаться от Райдеров и ко в пользу совершенно новых персонажей).
Хотя игра во многом получилась спорная, я хочу, чтобы «Андромеда» стала если не трилогией, то хотя бы дилогией. Может быть, у создателей не слишком хорошо получилось отразить все решения первых двух частей в третьей, но они на тот момент всё же были новичками, которые замахнулись на неподъемный объем работы и шли по непроторенной дороге. Никто до них не делал ничего подобного. И несмотря на определенные ошибки, это было благое начинание — и Шепард, и его/ее боевые товарищи получили уникальную возможность меняться и раскрываться с новых сторон на протяжении долгого времени, что для меня и сейчас остается, пожалуй, наиболее важным аспектом серии.
Для меня вообще очень важно почувствовать своего героя частью истории, а саму себя — соавтором, вносящим пусть не самые большие, но важные штрихи в повествование. Похоже это повествование на среднестатистический сайфайный фильм или не похоже — дело десятое.
В общем, Райдер и «Буря» принесли мне массу удовольствия. Гораздо больше, чем я рассчитывала, если честно. В этом отношении разработчики меня приятно удивили. Круто. Спасибо. Несите еще.
Что касается второго плюса, тут все ясно — я люблю космос, люблю «Мако», чужие планеты, чужие солнца, чужие луны. Люблю заехать в какой-нибудь богом забытый уголок и обнаружить там нечто новое — хотя бы местную разновидность тыквы, чудом выросшую в сухих почвах Элаадена. И это я говорю как человек, который никогда не любил открытые миры, не обошел все знаки вопроса на карте в «Ведьмаке» и собрал всего два осколка в «Инквизиции». Я совершенно лишена перфекционизма в подобных вопросах (и хорошо, мне более чем хватает его в других сферах жизни). Тем не менее я отыскала в первом МЭ все записи матриарха Дилинаги просто потому, что люблю дух космических исследований. И тут продолжила свое благое начинание по тем же причинам. Побочные квесты стали в разы лучше, чем были, «Кочевник» прекрасен, пейзажи радуют глаз, бантеры между героями — слух, а у исследований есть цель — чего еще надо для счастья?
Отдельная вишенка на торте — это роман с Рейесом, конечно, потому что с такой сокрушительной силой мне не заходила еще ни одна романтическая линия в компьютерных играх. Невероятно положительная девочка Джемма Райдер влюблена в этого скользкого типа по уши. Я, кажется, тоже, хотя мне двадцать восемь, а он — выдуманный.
Из недостатков, на мой взгляд, по-настоящему критичны только вторичность сюжета и недостаточно глубокая его проработка. К тому же повествовательно-кинематографическая часть ощутимо просела по сравнению с первоисходником. Сюжет движется рывками, многие акценты не расставлены, а сюжетные повороты скомканы (скажем, скорбь по отцу, или становление Первопроходцем, или тема бунта и образ Слоан Келли). К счастью, у меня есть волшебный фильтр восприятия — такая штука в мозгу, которая позволяет делать некрутые моменты в любимых играх очень классными. Например, он умеет перерабатывать неказистую графику «Нью-Вегаса» в сочную картинку уровня современной игры ААА-класса. Он же делает Saints Row офигительной и проработанной во всех отношениях. В «Андромеде» фильтр тоже сработал отлично — дайте мне сюжетную канву, которая придется по душе, а уж акценты мозг расставит сам (в каком-то смысле так даже интереснее).
Я далека от того, чтобы идеализировать трилогию: ее канва не блистала новизной (а во всеобщей любимице МЭ2 сюжета нет вовсе — это классный, захватывающий филлер про то, как Шепард сотоварищи готовятся к полету на базу коллекционеров). Сейчас канва осталась на том же уровне — а вот подача просела.
Возможно, это проблема общей режиссуры или нового, необкатанного состава сценаристов, я не знаю. Отягощена она тем, что между достаточно короткими сюжетными миссиями лежат длинные прохождения средних и мелких заданий на планетах. Сами по себе они хороши, но если их не делать, то от игры останутся рожки да ножки. Весь основной сюжет — достаточно скромный и скомканный задел на продолжение (хотя в нем есть свои яркие моменты). Да, очень любопытно. Да, очень хочется больше узнать и про Инициативу, и про кеттов, и про реликтов. Я даже думаю, что в конечном счете по мере раскрытия новой информации сюжет будет все меньше напоминать оригинал и все больше походить на независимую историю. Но пока я ощущаю это как то-о-онкий слой вкусной арахисовой пасты, намазанной на здоровенный батон хлеба (кроме того, я уже ела похожую пасту лет этак пять-шесть назад).
Про технические огрехи молчу — баги, конечно, есть, а огрехи анимации и освещения порой бросаются в глаза, но я их переживу. Только, пожалуйста, сделайте в длс и во второй части новых азари, которые не выглядят как клоны доктора Лекси Т’Перро! А то совсем уж стыдоба. Заодно стоит умыть Суви и Эддисон и сократить количество диалогов с камерой из-за плеча. Можно еще добавить дополнительных опций более ренегатского отыгрыша — ну так, на сладкое, чтобы персонажу было куда развиваться.
В общем, учитывая, насколько для меня важны интересные персонажи и космические исследования, неудивительно, что «Андромеда» сделала мой отпуск крутым и запоминающимся. После прохождения хочется поскорее услышать новости про грядущие дополнения и написать пару фиков (к чему я вчера уже приступила, кхе-кхе). Это первая биоваровская игра, которая мне по-настоящему понравилась после МЭ2, то есть за много-много лет, и очень жаль, что многие отнеслись к ней категорично и несправедливо, при этом поставив трилогию на недосягаемый пьедестал.
Короче, несите длс, шат ап энд тэйк май мани.
Пункт назначения — Андромеда
Прошла игру. Пока есть время написать большой пост — напишу, чтобы структурировать впечатления.
>> около 1000 слов, немного скриншотов и все еще 0 спойлеров
>> около 1000 слов, немного скриншотов и все еще 0 спойлеров