Почитала в сообществе: мол, смерть героя в конце эпопеи — такой же штамп, как хеппи-энд. Подивилась. Штамп — это не то, что ты делаешь. Это то, как.

В моем идеальном Mass Effect 4 нет коммандера Шепарда и нет Жнецов. Лучше бы им, право слово, вообще там не упоминаться. Да и с чего бы? Про неведому зверушку угрозу из космических глубин еще никто не слышал — так, сплетни в экстранете плодятся, да и черт с ними, правда? Коммандера не то уже похоронили, не то отправили гоняться за Сареном, а может, он и вовсе слоняется по большой неизведанной Галактике, выполняя долг перед матушкой-Землей. В общем, он не с нами.

У нового протагониста шепардовских регалий, конечно, нет. Он простой офицер СБЦ. Тоскует за офисным столом, заполняя бумажки, и скучает по далекой родине: Тессии, Сур’Кеше, Палавену… Это я прозрачно намекаю на возможность выбора расы — а на деле наш герой родом из какой-нибудь бесславной галактической Ж, которую и на карте едва сыщешь.

Принимает он участие в неком приключении нуарно-детективного склада, где геймеры с широким кругозором отыщут веяния DE:HR, L. A. Noire и Heavy Rain. Тем не менее, это все же не столько детективный шутер, сколько РПГ: с возможностью отыграть роль, повернуть историю в другое русло и обнять вечность с каким-нибудь заезжим батарианцем на задворках «Логова Коры».

ФБ мешает мне говорить об этом свободно и называть вещи своими именами, но в последние несколько месяцев я начала смотреть на мир ME не как на сцену театра, где солирует Шепард, а как на научно-фантастическую вселенную, в которой могут (и должны!) закручиваться десятки сюжетов, как фантастических, так и общечеловеческих.

Скажем, вселенная «Андромеды» очень бедна и непродуманна. Сценаристы ее потому и съезжают в нарастающий от сезона к сезону бред, что им не за что цепляться: они не представляют, где, чем и как живут их герои.

Обитатели большой неизведанной Галактики, рожденной пером Карпишина и других сценаристов «Эффекта массы», живут, как ни странно, именно что в большой неизведанной Галактике. В мире, где изобретены клонирование, виртуальная реальность и искусственный разум; в мире, стоящем на руинах тысяч цивилизаций; в мире, где вынуждены существовать бок о бок представители дюжины рас; в мире корпораций, мегаполисов и диких непокоренных планет; в мире новейших технологий, позволяющих играть с памятью и воскрешать мертвых.

Вы чувствуете? Чувствуете, да?

ME, и это одна из главных проблем фандома, игра невероятно центрированная на главном герое. В одном его ближайшем собрате, DAO, есть предыстории. Между Сураной и Эдуканом большая разница, и каждый из них вписан в мир по-своему. В другом собрате, первом KotOR’е, наличествует гигантский культурный пласт — представление о культовой вселенной, рожденной еще в 70-е годы прошлого века. А в ME есть Шепард. Я бы сказала — с большой буквы, но это и так имя собственное… Значит, не с большой, а с гигантской!

Это не плохо. Просто иногда людям сложно представить, что там, куда не ступала нога Шепарда и его экипажа, есть жизнь. Мультиплеер выбил меня из этой колеи крепким пинком. Вначале было тесно: казалось, границы самой игрой заданы очень жестко. Теперь не кажется. Потому что...

В общем, я буду исключительно за, если мы с Кейси Хадсоном и его командой думаем об одном и том же.

Обзорам.